Теперь можно с уверенностью заявить: в Черногорию пришла осень, потому что даже в самых теплых уголках страны появились явные ее признаки: пожелтевшие и начавшие облетать листья. Как говорят местные, началась самая мрачная, неприятная и грустная для черногорца пора – осенний сезон дождей. Разъехались уже и самые оптимистичные туристы, тем самым оставив пляжи пустыми, а владельцев частных аппартаментов - печальными. Теперь нет тех интересных и непонятных людей, которые ни свет, ни заря отправлялись к морю и возвращались на закате с обгоревшими лицами и спинами, которые были готовы поделиться своими впечатлениями от прошедшего дня, а также рассказать массу удивительных историй и сказок о своей далекой-далекой стране. Грусть поселилась в душах черногорцев, и они вновь мечтают о лете, о веселом шуме, который создают отдыхающие, о их детишках, непрерывно снующих под ногами и об общении с новыми людьми.
Осень наступила. Но цветы еще не высохли: розы продолжают цвести и набирать новые бутоны. Светит солнце, но уже не жарко – в тени градусов 20. Слабый ветерок легко отрывает от веток желтые и бурые листья. В хорошую погоду воздух так прозрачен, что в подробностях можно разглядеть очертания кораблей, проплывающих чуть ли не на горизонте. Синее-синее небо, яркое-яркое солнце и тишина, нарушаемая только щебетом птиц. Турист разъехался, остались только свои. Некоторые еще купаются в море, а мы уже не хотим: сидим на берегу, смотрим вдаль и отдыхаем душой и телом, наблюдая за в разы увеличившимся количеством рыбаков в лодках и на берегу.
Повсюду на побережье после туристического сезона возобновилось строительство: кто заканчивает верхние этажи, кто крышу, а кто уже и внутренней отделкой занимается. Этот процесс будет продолжаться до следующего лета, лишь с перерывами на дождь. А дождя тут будет предостаточно: по официальным данным количество солнечных дней в Черногории – 300, значит, 65 – пасмурных дождливых. Конечно, год на год не приходится, но природа все равно выдаст земле нужную порцию влаги: если полгода дождя было ну очень мало, то весь запас будет вылит осенью и весной. И чем непродолжительнее дождь, тем он сильнее, нередко с грозой. Кстати, грозы в Черногории – круглогодичное явление. Иногда бывает дождик долгий и моросящий, без ветра. Небо в дождливую погоду, естественно, покрыто тучами: либо рваными и легкими, либо огромными, валяющимися прямо у подножия гор. Такое явление, когда небо однородным серым колпаком покрывает землю, тут редкость. Как правило, оно все время меняется, облака как бы живут, шевелятся. Осенний сезон дождей чем-то напоминает московский дождливый август: тепло и сыро, можно сказать – унылость первой стадии, не доводящая до депрессии, потому что время от времени сквозь дыры в тучах проглядывает голубое небо и выглядывает солнышко, не давая настроению испортиться окончательно.
Итак, мы уже упоминали о четырех климатических зонах, которые представлены в Черногории. Сядем в автомобиль и отправимся в путешествие по стране с целью посмотреть на четыре разные осени, которые одновременно присутствуют на небольшой площади, занимаемой государством с красивым названием Монтенегро.
Первая – это зона приморская, с описания осеннего сезона которой мы и начали сегодняшний рассказ. Территориально – это практически все побережье.
Вторая – зона плодородной долины, в которой расположена столица Подгорица, город Даниловград, а также множество небольших сел и деревень, занимающихся в основном сельским хозяйством. От приморской эта зона отличается тем, что климат в ней более континентальный. Температурный режим соответственно, более жесткий: летом здесь жарче, чем на побережье, зимой – холоднее, однако физически разница ощутима лишь глубокой ночью и в самый полдень: разница в температурах – примерно пять градусов, то есть ночью здесь максимум на пять градусов холоднее, чем на море, а в полдень максимум на пять градусов теплее. В основном люди ночью спят, а в жаркий полдень либо сидят в тени, либо в машине с кондиционером, поэтому практически эту разницу не ощущают. Для большинства, по их ощущениям, климат приморья и описываемой долины практически одинаков. Однако вот Вам простой пример: созревание тех же самых мандаринов и гранатов в долине запаздывает на две недели по сравнению с созреванием тех же плодов на берегу моря. Чувствуете разницу? С учетом этого логичным бы было заниматься сельским хозяйсвом там, где раньше поспевает урожай, но в больших масштабах, к сожалению, это пока невозможно. Глобальных причин три: отсутствие в прибрежной зоне большого количества плодородной земли, трудность выращивания культур на склонах и отсутствие необходимого количества пресной воды для полива. В Израиле, к примеру, научились выращивать в безводной пустыне даже персики, а здесь пока никто этим не занимается. Вот Вам еще одна идея для бизнеса. Местные считают, что сельское хозяйство – дело невыгодное. Если Вы с ними не согласны – попробуйте заняться этим в Черногории. Можете и преуспеть, потому что эта ниша практически не занята.
В долине же с плодородной землей, расположенной не на склонах, а представляющей собой одну огромную поляну – проблем нет. И воды здесь столько, что всем хватит: у каждого свой собственный источник пресной воды, которую добывают методом выкачивания из земли: глубина залегания грунтовых вод – 6-12 метров. Вода достаточно чистая (если не считать ее повышенную известковость), ею поливают, ею моются, на ней готовят, ее же и пьют. Долину пересекает река Морача, текущая с гор – еще один источник пресной воды. Осень также является крупным поставщиком халявной влаги: сидят сейчас фермеры и радуются: насосы не качают, трубы высохли, а дождиком все само поливается, вот и трава опять заколосилась, и земля хорошо пропиталась. В долине сенокосы начинаются в апреле и заканчиваются в ноябре. Вот сегодня, например, день дождливый, а, значит, никто на улице не работает. Все сидят в кучах (куча – дом, серб.), пьют кафу и отдыхают. Кстати, если у Вас назначена встреча, а погода испортилась – не удивляйтесь, что на нее никто не придет, это само собой разумеется, ведь дождь для местных – чуть ли не стихийное бедствие.
Если бы не опавшие разноцветные листья, можно было бы сказать, что на улице апрель, а не ноябрь, потому что травка стала такого сочного зеленого цвета, что хочется попробовать ее на вкус. Здесь трава жухнет не от холода, а от палящего солнца, поэтому к зиме она в самом соку.
Долина она долина и есть, потому что со всех сторон окружена горами. И совершенно естественно, что микроклимат здесь несколько не такой, как за этими самыми горами. Расстояние от моря до столицы – километров тридцать по прямой, а погода бывает совершенно разной. Застрянешь, бывало, по делам в Подгорице, попаришься на солнцепеке, возвращаешься на берег, а там – ливень, оказывается, целый день был. Причиной всему – горы. Те тучи, которые все же умудрятся перелезть через них, могут застрять над самою долиной, и пока там все не выльются, не успокоятся. А бывают такие тяжелые и низкие тучи, что им не под силу перелезть и через невысокие холмы, поэтому над всей страной – облачность и непрекращающиеся дожди, а в долине – синее небо и жаркое солнце.
Черногория – страна маленькая, и если ехать на машине, то буквально за один день можно добраться, например, от моря до границы с Сербией и вернуться обратно, побывав при этом во всех четырех климатических зонах.
Чем ближе к сербской границе, тем выше становятся горы, тем холоднее воздух, тем меньше листьев на деревьях. Недалеко от города Колашин находится перевал высотой 1049 метров. Дорога до перевала еще окаймлена желтыми, красными и бурыми пятнами осенних деревьев и кустов, но после него Вы попадаете в совершенно другой мир, в котором как будто кто-то выключил цвет: склоны гор покрыты абсолютно голыми деревьями, серые ветки которых сплелись в непроходимую преграду. Чисто психологически уже хочется согреться, и Вы останавливаетесь у придорожного кафе, чтобы выпить горячего чаю и поесть. И тут замечаете, что кафе чем-то сильно отличается от тех, к которым Вы привыкли, находясь там, внизу. После нескольких минут попыток найти разницу, Вы обнаруживаете, что в зале к стенам прикручены … батареи центрального отопления. Поэтому так по-родному пахнет теплой пылью воздух, и не хочется больше никуда ехать, а лишь улечься где-нибудь в уголке и забыться на несколько часов. Но нет, нужно двигаться вперед, туда, где ждет пронизывающий ветер, от которого слезятся глаза.
Вот перед Вами еще одна климатическая зона – горная или высокогорная – кому как нравится. Летом здесь хорошо: так же светло, как и у моря, но не так жарко. А вот осенью этот самый высокий участок дороги хочется проехать побыстрее: сказывается привычка к «райской» жизни в более комфортных условиях. Для тех, кто еще не избалован теплотой средиземноморского климата, в горах холодно не покажется, потому что горный ноябрь буквально такой же, как ноябрь московский: и холодно, и мокро, и ветрено, и со снегом. Единственная разница – солнца намного больше, чем в Москве.
Чем ближе продвигаешься к Жабляку – самому высокому и самому холодному населённому пункту в Черногории – тем больше замечаешь, что люди в спячку не впали, что они продолжают активно шевелиться, куда-то едут, что-то везут, с кем-то встречаются, что-то обсуждают. Да, горный народ отличается от населения долин и берегов. В чем-то они напоминают нам российских сельских жителей, которые знают, что если круглый год шевелиться не будут, то замерзнут и оголодают.
Здесь уже идет снег. Белыми пятнами он лежит на обочинах, но красивой белой и искристой зимы пока нет. Пока все еще непривлекательно и холодно. Это означает, что идет подготовка к приему новой, зимней волны туристов, тех, кто любит покататься на горных лыжах. Проверяется техническая исправность фуникулеров, готовность трасс, отелей и инвентаря. У горцев сейчас наступает время активной деятельности, пиком которой станет зима, когда вниз по склонам поскользят разноцветные фигурки лыжников, когда откроются для посетителей пока еще немногочисленные ресторанчики и кафешки со своим особым уютом и собственной горской кухней.
А мы поспешим опять к морю, для того, чтобы засветло увидеть последнюю климатическую зону Черногории в осенний период. Зона эта, может быть, и имеет какое-то научное название, но мы его нигде найти не смогли, поэтому назовем ее зоной дождей. И не случайно: по статистике именно в ней находится место, в котором в год выпадает наибольшее количество осадков в Европе. Териториально эта зона охватывает район старой столицы – Цетинье, кусок Которской бухты и узким языком дотягивается чуть ли не до Даниловграда. Эта зона – наименее нами изученная, поэтому о ней – коротко.
Действительно, самые сильные дожди, льющие буквально стеной, за которой абсолютно ничего не видно, мы встречали именно на дороге из Цетинье в Будву. Здесь бывает ливень такой силы, что вода не успевает стекать с дороги вниз, поэтому дороги превращаются в реки. Но для местных «шумахеров» это не помеха: мы до сих пор удивляемся, как они в такую погоду мчатся буквально вслепую по горному серпантину. То ли у них совсем отсутствует инстинкт самосохранения, то ли они наизусть знают каждый поворот и совершенно уверены, что и другие участники движения справятся со всем, что встретится на пути. Однако количество памятников самоуверенности на обочинах дорог говорит о том, что законы физики превозмочь не могут даже отважные горцы.
Именно зона дождей может похвастаться просто сумасшедшим изобилием растений, в том числе и лекарственных. Если съехать с трассы и остановиться на какой-нибудь старой, практически заброшенной горной дороге, то запахи всевозможных трав, окружающих вас, могут опьянить.
Мы долго не могли понять: чем же притягивает к себе эта территория такое количество осадков. И лишь подробно изучив карту страны, нашли одно отличие этой зоны от других: в ней практически нет рек и ручьев. Видимо, природа таким образом компенсирует недостаток воды в этом месте. Но это лишь наше предположение. На самом деле причина может крыться и в другом.
Вот, собственно, и все об осени в Черногории, такой уж очень разной.