Меню сайта
Разделы Блока
Достопримечательности [55]
Населенные пункты Черногории, памятники истории и культуры, природа и т.п.
Законодательство [14]
Все, что связано с правовой системой Черногории
Экономика [30]
История, текущая ситуация и перспективы развития
Политика [17]
Политическая жизнь Черногории
Культура [69]
Культура и образ жизни черногорцев, а также различные культурные события
Другое [96]
Все, что не попало в перечисленные категории
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Статистика
Реклама
О Черногории - взгляд изнутри
Главная » 2008 » Ноябрь » 14 » Бизнес по-черногорски
Бизнес по-черногорски
00:27
Бизнес по-черногорски

История - предисловие:
Едет мужик по дороге и по сторонам глазеет. А чего не глазеть? Мужик в отпуске и может делать что захочет. Время к вечеру, пора уже и на ночлег определяться. По сторонам, то тут, то там он видит прикрепленные то к столбам, то к деревьям небольшие таблички. Некоторые из них ровные, красивые, с читаемыми буквами, а некоторые – на драной деревяшке, и надписи сделаны задней левой ногой соседской коровы кисточкой, на которой сначала было много краски, так что первые буквы аж с потеками, а к последним буквам краска кончилась, и писали уже кое-как. Надписи разные, но смысл у всех один. Это реклама отелей и сдаваемых в аренду квартир и комнат. Но практически на всех зазывных табличках отсутствует главное: информация о том, где же этот отель находится или, хотя бы, номер телефона, по которому можно туда позвонить.
Мда… - думает мужик и останавливается в первом придорожном кафе. Он заказывает дежурное блюдо – чевапи с картошкой, а также много пива и чашечку «нашего турского» кофе. С удовольствием поглощая ужин, он спрашивает хозяина кафе, стоящего за стойкой бара: «Скажи, а почему на дорожной рекламе отелей нет ни адресов, ни телефонов?». «Э, брат, ты не понимаешь, это специально сделано. Для того, чтобы налоговая инспекция не нашла», - отвечает хозяин, хитро прищурив глаз. «Понятно. Но если налоговая инспекция не найдет, то как найдет клиент?». «Э, брат, ты не понимаешь. Тот клиент, которому надо, и которого ждут, сам знает, где находится отель», - окончательно разочаровавшись в сообразительности посетителя, объясняет хозяин кафе. «Хорошо, - не унимается любознательный проезжий, - а зачем тогда вообще прикреплять табличку, если тот, кому надо, и сам найдет?» Хозяин с искренним недоумением смотрит на своего клиента и говорит: «Что-то ты, брат, совсем себя плохо чувствуешь сегодня. Табличку надо вешать для того, чтобы перед женой отчитываться, чтобы она видела, что ты работаешь, а не бездельничаешь. А то, что денег нет – не твоя вина, а просто клиент бедный пошел – нет денег на отель».
Это не анекдот, это – правдивая история, случившаяся с нами в самые первые дни пребывания в Черногории. Мы уже писали о том, каким базовым законам жизни следуют черногорцы: они отражены в «десяти заповедях» (см. статью «Особенности национального характера»). Так живет большинство местного населения. Но из правила всегда есть исключения, в том числе и конкретно в случае ведения бизнеса.
Среди черногорцев иногда встречаются активные, если не сказать гиперактивные, люди. Правда, когда начинаешь о них узнавать побольше, то оказывается, что у одного – мама хорватка, у другого – дед ирландец или албанец, а у третьего – бабушка эстонец был. Но это уже неважно. Важно то, как «плоды интернациональной семейственности» себя ведут и чего от них можно ожидать.
Хотим сразу предостеречь: практически все эти люди обладают удивительным свойством зажечь в Вас интерес к себе, как бы загипнотизировать. Они так виртуозно рассказывают о своих грандиозных планах и идеях, что Вы начинаете им верить. И немудрено: Вы сами неоднократно думали над теми направлениями бизнеса, о которых так энергично, в цветах и красках, с танцами, ужимками и прыжками рассказывает этот увлеченный человек. И бизнес-план у них уже есть, и рынок исследован вдоль и поперек, и договоренность с властями есть, и с населением тоже. Осталось дело за малым – найти инвестора. Если вдуматься, он говорит совершенно реальные и правильные вещи, дело знает неплохо, кругом у него связи. Но именно на этом этапе нужно глядеть, что называется, в оба, потому что если Вы с недоверием отнесетесь к нему сразу, он может обидеться, и Вы потеряете действительно шикарную перспективу пристраивания своих капиталов. Здесь преимущество на стороне местных. Это они знают лучше нас свою жизнь, порядки и привычки, а мы, сунувшиеся в чужой монастырь, должны немного подвинуть свой устав и хотя бы выслушать и уважить чужой. На этом этапе от того, какое Вы примете решение (играть с местным или не играть), зависит все дальнейшее Ваше существование в стране. Если Вы, грубо говоря, пошлете его подальше, то стопроцентно лишите себя практически всех возможностей замутить здесь успешное дельце, потому что он расскажет всем своим братьям и соседям, что Вы его не любите и не уважаете. А кто ж хочет, чтобы его не любили и не уважали? В этом случае к Вам больше никто со своими предложениями не придет. Но это и не страшно, если Вы можете сделать все в любой стране сами. Тогда лучше таких «партнеров» действительно посылать подальше. А вот если Вы сомневаетесь в своих способностях влиять на людей, а также имеете недостаточно информации касательно предполагаемого бизнеса, то лучше с активистами дружить. Доверять, но проверять – это про них. Они не обманщики, искренне хотят сотрудничать с Вами, делать одно дело, они не хотят украсть Ваши деньги, они лишь намерены получить пользу для себя, помогая Вам. Как и остальные черногорцы, активисты действительно очень любят русских. Так сложилось исторически. И пока это чувство еще теплится, надо им пользоваться и не портить отношения с такими радушными людьми.
Мы, например, выбрали путь дружбы с местными. И обрекли себя на вечную любовь с их стороны. Что это значит? А то, что теперь по любому нашему чиху нам готовы помочь и защитить. Но! Не все так сладко, как кажется на первый взгляд. Приведем пример нашего сотрудничества с неким мистером Икс, который наполовину является черногорцем, наполовину – хорватом.
Он – человек пенсионного возраста, но обладающий таким огромным жизненным потенциалом, что хватит на нескольких двадцатилетних парней. Дружить мы с ним стали лишь потому, что, как выяснилось, в югославские времена он был главным в государстве поставщиком цветов и других растений из Голландии и других стран. Он также содержал самые большие сады и теплицы, и, естественно, хорошо знал тех ключевых должностных лиц, от которых его бизнес зависел. Страна распалась, бизнес развалился, но связи остались. А это, сами понимаете, половина дела.
Для нас это было интересно, потому что мы собирались в Черногории заниматься ландшафтным дизайном. Мистер Икс действительно оправдал наши ожидания в плане растениеводства, но этим дело не ограничилось. Он оказался тем человеком, которого под хвостом постоянно кусает новая вожжа.
Приезжаем однажды на встречу с ним. У него глаза горят, ему не сидится на стуле: он буквально подпрыгивает от нетерпения. Завидев нас, он бежит навстречу и уже на ходу начинает что-то рассказывать. Оказывается, уже все решено и договорено: мы будем строить новую экологическую деревню, не зависящую от всего внешнего мира, к которой не проведено ни электричество, ни водопровод. Суть этой идеи – козы, обыкновенные горные козы, которые, как выяснилось, могут обеспечить человека всем необходимым для жизни. Это исторический факт. Издревле черногорские, да, наверное, и все балканские поселения держали коз. Козы – это и молоко, и сыр, и мясо, и шерсть. Я не знаю как насчет электричества, может, козы и его могут производят… Суть не в этом. Главное – уже и жители будущей деревни найдены, и бизнес-план кем-то утвержден, и даже найден банк, который готов дать кредит под такое дело. Осталось дело за малым: заинтересовать нас и выбрать для покупки землю под этот проект. На самом деле, и земля уже найдена, надо только посмотреть и принять решение. Едем смотреть. Место действительно подходящее и удовлетворяющее всем требованиям проекта. Мы даем свое предварительное согласие, тем более что денег от нас не требуется, требуется лишь согласие работать вместе. Начинаем работать, то есть мистер Икс крутится как ошпаренный, а мы то в море купаемся, то горные вершины обследуем.
Следующая встреча. Приезжаем. Он сидит в углу кафешки, уже не буйный, побитый какой-то, спокойный, глаза печальные. Подходим, спрашиваем, в чем дело. Бумаги, говорит, у хозяев нужного нам участка не в порядке. То ли вообще липовые, то ли еще чего. На проверку полгода надо. А что покажет эта проверка – неизвестно. Пауза, несколько глотков кофе и… Взгляд проясняется, становится игривым, если не сказать – сумасшедшим. «Но у владельца участка на соседней горе с документами все в порядке! – заявляет мистер Икс, - и теперь я понял, что там можно сделать! Деревню нельзя, не получится. Зато получится охотничий рай!» Выяснилось, что в охотничьи сезоны Черногорию посещает большое количество европейцев – любителей этого дела. «Построим охотничьи домики, - говорит мистер Икс, - и будем обслуживать охотников!»
Мы переглядываемся. «А пока вы там купались, - добавляет он, хитро прищурившись, - я открыл собственное агентство по недвижимости».
Проходят месяцы, мы потихоньку занимаемся своими ландшафтами, время от времени консультируясь с мистером Икс по телефону или при редких встречах. Вдруг он объявляется опять. Ехал из Белграда, и, когда проезжал мимо нашего дома, его посетила гениальная идея! А было это в 11 часов вечера.
Заходит такой взъерошенный, глаза горят, а тело уже еле шевелится: не шутка отмотать пятьсот километров по горному серпантину.
Есть, говорит, идея. В Сербии изготавливают сок из всяких плодов и ягод, заливают их в огромные пластиковые контейнеры, а потом везут на какие-то фасовочные фабрики. Мы будем покупать этот сок контейнерами и возить его в Черногорию, потому что сельскохозяйственная продукция таможенным сбором не облагается.
А зачем в Черногории сок? Тут и своего полно!
Мистер Икс раздраженно: да не нужен тут сок, или выпьем сами, или выльем, нам контейнеры нужны в качестве цистерн под воду для каждого дачного домика! А если контейнеры ввозить пустыми, то еще на таможне за них платить надо.
Не знаем, чем закончилась и эта идея. Но как-то мы решили заехать в Будву на мебельную выставку. И что Вы думаете? Наш мистер Икс во всей своей красе представляет там… матрацы. Уж чего мы от него не ожидали – так матрацев! Оказывается, в разгар туристического сезона это очень ходовой товар, поэтому он и решил ими заняться. Мы удивились его прыти и помогли продать партию товара каким-то вновь прибывшим русским, которые все вокруг да около ходили, но никак не решались сделать покупку.
Правда, нельзя сказать, что наш мистер Икс ничего до конца доводить не умеет. Но иногда ему бывает нужна помощь: простая, банальная русская тяжелая артиллерия. Она заключается не в набивании кому-то морды лица, а в подключении в дело холодных и рассудительных русских мозгов, ведения спокойных переговоров, изучения постоянно меняющегося законодательства и, самое главное, терпения и еще раз терпения. Вот этого у местных активистов ой как не хватает.
Был и у нас опыт, когда мы неплохо сработали с такими людьми. Причем понадобились и их прыть, и наша рассудительность. Получилось удачно. Но все равно с ними работать тяжело. В основном они действуют не мозгами, а эмоциями, на важную встречу могут не прийти из-за плохой погоды или еще какой глупости. А могут просто опоздать, ведь в Черногории никто не опаздывает, просто приходят потом, в другое время. Но это глупость лишь на наш взгляд. Для них глупость заключается совсем в другом. Например, дать обещание и не выполнить – для нас – катастрофа, а для них – мелочь.
Вот такой в Черногории бывает бизнес. Тем не менее, есть и такие местные предприниматели, у которых можно поучиться. Правда, как потом выясняется, они этнические сербы или албанцы, но живут и работают в Черногории.
А наш мистер Икс между тем погряз в новых проектах: сейчас он пытается свести местное правительство с одним из крупнейших мировых производителей ветряных электростанций. А недавно он предложил нам участвовать, ни много ни мало, в реализации огромного капитала, который хочет вложить в экономику Черногории какой-то восточный шейх.
А как, спрашиваем, дела с твоим агентством по недвижимости? Так себе, отвечает. Есть один дом за миллион и десять по сто тысяч. Вот хочу этот большой дом продать.
А как же домики за сто тысяч? Не выгодно, говорит, лучше один за миллион продать, чем десять по сто тысяч, сразу много денег будет.
А интересуются покупатели таким дорогим домом?
Нет, только маленькими.
А что ж ты их не продаешь?
Невыгодно, жду пока за миллион купят.
Вот так и живем.
Категория: Культура | Просмотров: 515 | Добавил: mason | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright Mneinfo.Ru © 2024