Выехали мы ранним дождливым утречком по своим делам на север, к самой границе с Косово. Заехали заправиться бензинчиком. На автозаправочных станциях Черногории можно вообще не выходить из машины, чтобы залить топлива и даже приобрести ваучеры (карты оплаты телефонной связи), сигареты и другую мелочевку. К Вам всегда подойдет работник бензоколонки, все за Вас сделает и поболтать с Вами успеет. Правда, летом, когда стоит невыносимая жара, и человек уже физически не может встать и подойти к Вашей машине, Вы сами заправляетесь, подходите к нему и говорите, на какую сумму залили бензина. Он, не проверяя, берет у Вас деньги. Итак, один такой работник, облаченный в дождевик, подошел к нам и, наполняя бак, произнес: «Позор, позор моей стране». «Что так?» - спрашиваем. «Так много дождя в этом году, позор».
Дождь и нам уже порядком надоел, поэтому, когда мы поднялись на высоту 1000 метров и увидели солнце, наше настроение тоже начало подниматься. Чем выше мы забирались в горы, тем лучше становилось и наше настроение. Колашин стоял уже без снега, кругом зеленела травка, лишь вершина горы Беласица, где мы всего месяц назад посетили горнолыжный курорт, еще белела и искрилась в лучах солнца. Что ж, подумали мы, недолог сезон катания на лыжах в Колашине.
Одну за другой мы проезжали маленькие горные деревушки. Что поразительно, ульи в деревнях на зиму не убирают, оставляют прямо на летнем месте. Говорят, что черногорский мед – самый лучший в Европе. Не знаем, однако то, что он очень вкусный, говорим с полной уверенностью.
Ехали мы и, как обычно бывает, по сторонам глазели. До чего же красива эта малюсенькая страна! На таком ограниченном пространстве – такое разнообразие! Миновали Мойковац, Беране. Беране – это некогда индустриальный центр, а сейчас просто унылый городишко, расположенный в котловине меж гор. Посреди города в небо уткнулись две трубы заброшенной целюллозной фабрики. Она уже давно закрыта по причине принятия Черногорией статуса экологически чистого государства. Поэтому многие жители этого когда-то бурлящего жизнью городка перебрались на берег моря и уже там устроили свою судьбу.
Миновали мы и пару горнолыжных курортов, один из которых сейчас продается, а другой – уже кем-то куплен и быстрыми темпами обновляется: строится огромный отель, ремонтируется трасса и закупается новое оборудование.
Конечная цель нашего путешествия – город Рожае, расположенный в 190 км от Подгорицы. За три часа езды по горным дорогам мы преодолеваем это расстояние. Дорога проходит между двух гор. Слева – южный склон одной горы, справа – северный склон другой. Слева детишки в одних футболках гоняют мяч на зеленой лужайке, справа – народ катается на лыжах и играет в снежки. Дорога, по которой мы едем – граница между зимой и весной. Выглядит очень странно и прикольно.
Рожае – очень интересный город. В основном здешний народ занимается лесом: у многих свои лесопилки. Полтора года назад они напоминали эдакий шараш-монтаж. А теперь все по-взрослому. Откуда-то появились грамотные специалисты, на стенах офисов, а не каптерок, как раньше, висят всевозможные лицензии и сертификаты, в том числе и сертификаты соответствия международным требованиям ИСО-9000 (это когда одна из известных европейских сертификационных компаний проверяет стабильность производства и систему его качества на соотвествие международным нормам). Да, ребята развиваются очень быстро. Появились новые профили из дерева, новые технологии изготовления деревянных домов. Теперь дома из черногорского леса весьма активно закупают французы, бельгийцы, голландцы и, как ни странно, скандинавы. А русские, имеющие недвижимость на морском берегу, завалили их заказами на строительство русских бань. Пришлось нам выступить в роли импровизированных консультантов.
Ну, мы думали, что по-быстрому заберем нужную документацию, за которой, собственно, и приехали, параллельно решим мелкие вопросы, сделаем пару десятков интересных снимков окружающей природы, возьмем несколько интервью у местных жителей с целью узнать что-нибудь интересное про их житье-бытье и назад.
Нет, братцы, в Черногории так не делается.
Сначала нас повезли показывать все производства, которые у них имеются и все варианты уже построенных деревянных домов. Потом нам устроили экскурсию по Рожае и окрестностям. Надо сказать, мы узнали и увидели много нового. Рожае – богатый город, это видно сразу. 90% населения в нем - мусульмане, но ощущение исламской махровости отсутствует вообще, не то, что в Ульцине. Рожайцы в меру тактичны, умны, добры и очень спокойны. У них есть как бы две жизни: мирская и религиозная. Они тесно связаны между собой, но религиозная сторона никогда не выносится на всеобщее обозрение. Да и ислам рожайский очень своеобразен. На службу они ходят в мечеть, но читают не только Коран, но и Библию. Мусульманские женщины внешним видом ничем не отличаются от всех остальных. Они современно одеты, хорошо говорят и водят машину. Однако уважение к мужчине у них особое: муж для них – главный человек. Их не интересует, какого вы вероисповедания, они лояльны ко всем конфессиям, и не только на словах, но и на деле. Например, для 10% своих соседей – православных христиан – рожайские мусульмане построили православный храм и назвали его «Розочка». И дом для священника рядом соорудили, чтобы жил на месте, а не приезжал периодически.
Жители Рожае – это вам не приморские бездельники, которые только кафу пьют и языками чешут. Рожайцы привыкли работать, потому что в Рожае бывает зима. Вот и крутятся они подобно нашим русским селянам: свое дело, свое хозяйство, большая семья. Рожайские сухопутные черногорцы сильно отличаются от черногорцев приморских. У рожайцев даже музыка своя, особенная.
Окрестности Рожае – это сказка в буквальном смысле слова. Дремучие леса, состоящие в основном из
хвойников: огромных елей, можжевельника, сосны – разбросаны по горам. Между гор вокруг Рожае протекает 15 рек и речушек, воды в которых полно. Мы ехали по узкой извилистой дороге, ведущей куда-то в другой мир. По обе стороны от нас росли огромные деревья и текли горные потоки. Казалось, сейчас из-за поворота покажется маленькая полянка, а на ней – избушка на курьих ножках. Мы почти угадали. За поворотом начались рожайские дачи. Это с таким вкусом и с такой любовью построенные домики, что мы сразу же захотели что-нибудь подобное заиметь. Тут же нам нашли на выбор несколько участков. Стоимость 1 кв.м – 20-30 евро. Воздух – вкуснющий (хвойники делают свое дело), вода – вкуснющая (чистая, горная), тишина – необыкновенная, лишь изредка слышен звон маленького колокольчика, привязанного к козе, которая гуляет по горному склону, да приятное бульканье воды, бегущей по камням. Сказочной красоты место и сказочной красоты домики.
В одном из таких сказочных домиков живет старый дед, который разводит страусов. Страусы по-черногорски называются «птицами Ной», живут они прямо на улице под навесом, едят все, что попало хозяину-деду под ноги: еловые и можжевеловые ветки, шишки и всякую лесную траву. Говорят, без укрытия они способны выдержать сорокоградусный мороз. Страусиные яйца и мясо у деда закупают местные ресторанчики по 20 евро за килограмм.
А вдали высоко в небо уперлись белые вершины горного массива под названием Проклетие. За ними – Косово. Горы назвали проклятыми из-за того, что еще никому не удалось перелезть через них.
После того, как у нас на свежем воздухе разыгрался аппетит, нас повезли в простой рожайский ресторанчик.
Надо сказать, свинины Вы в Рожае днем с огнем не найдете, поэтому все делается из баранины, ягнятины или телятины. И делается таким замечательным образом, что тает во рту. Сидим, поедаем печеную ягнятину, запиваем вином и беседуем на разные темы. Видно сразу: нас прощупывают на предмет серьезности и надежности. Сразу вспоминаются немцы на переговорах в одном из мюнхенских ресторанов, которые после третьей «рюмки чая» раскололись. Они нам поведали, что не начинают работать с человеком до тех пор, пока не увидят, как он кушает. Кто хорошо ест, тот хорошо работает.
Благо, мы были голодны, поэтому и ели и пили неплохо, тем более что все было ну очень вкусно. Со строительной тематики плавно перешли в политику. Мы рассказали все честно, как думаем. Они переглянулись между собой и удовлетворительно закивали головами.
Проводили нас с почестями и кучей подарков.
А пока мы наслаждались рожайским гостеприимством, над Колашином и перевалом Црквине встала злобная туча и нашалила там по полной программе: снега навалило столько, что мы отказывались верить своим глазам. Все кругом изменилось до неузнаваемости. Белые ветки деревьев, казалось, сломаются от тяжести налипшего на них снега. Дорога превратилась в страшное месиво из мокрой снежной каши и откуда-то взявшихся камней (видимо, с гор упали). Все участники движения, кроме нас, конечно (спасибо привычке ездить по заснеженной Москве), превратились в слепых беспомощных котят, блуждающих в кромешной тьме. Где-то высоко в небе показался светящийся червячок: это пассажирский поезд поехал в Белград по железной дороге, идущей по верхней части горы. Грузовики, еле тащась по склонам, собирали за собой хвосты из легковушек. Время от времени они останавливались, пропуская их вперед. Эта игра в паровозики длилась до тех пор, пока мы не спустились с перевала. А потом мощный снегопад превратился в мощный ливень. Вы видели ливень на горной дороге? Она превращается в реку, сбоку прямо на проезжую часть с горы льет водопад такой силы, что, кажется, он может смыть машину в пропасть. И такие сюрпризы – чуть ли не за каждым поворотом. Стараемся ехать медленно и в колонне, но получается плохо. Обогнали всех и первыми финишировали в Подгорице. А тут уже дождь не такой сильный, зато - гроза.