Меню сайта
Разделы Блока
Достопримечательности [55]
Населенные пункты Черногории, памятники истории и культуры, природа и т.п.
Законодательство [14]
Все, что связано с правовой системой Черногории
Экономика [30]
История, текущая ситуация и перспективы развития
Политика [17]
Политическая жизнь Черногории
Культура [69]
Культура и образ жизни черногорцев, а также различные культурные события
Другое [96]
Все, что не попало в перечисленные категории
Форма входа
Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Статистика
Реклама
О Черногории - взгляд изнутри
Главная » 2010 » Январь » 18 » Рождественские обычаи в Боке Которской
Рождественские обычаи в Боке Которской
00:06
Рождественские обычаи в Боке Которской

Бока Которска с точки зрения широкой русской души – территория небольшая. За полдня ее не торопясь можно объехать на автомобиле. Прибрежные земли в Боке поделены на несколько небольших районов-поселков. У нас бы, конечно, язык не повернулся село назвать районом, а вот у черногорцев такой подход считается вполне оправданным. В каждом поселке свои особые правила и традиции. Население разных поселков до недавнего времени довольно сильно отличалось между собой. Причем во многом: в одежде, манере разговора и обычаях. Причина различий в разнородных происхождении, роде занятий и вероисповедании.
Возьмем, к примеру, Рождественские обычаи, потому что из всех религиозных праздников в Боке отдают предпочтение празднованию Рождества и Крещения Господня.
Саму Боку грубо можно разделить на две части: северную и южную. Северная часть, к которой относятся поселки от Игало до Пераста, своими религиозными обычаями очень схожи с южной Боснией и Герцеговиной. Южная же часть соблюдает обычаи всей остальной Черногории. Рождество – праздник домашний, а вот Крещение проводят уже вместе с приятелями и кумовьями.
Подготовка к Рождеству, как и полагается по местным православным законам, начинается за 10-15 дней до праздника. Это, надо сказать, отдельное мероприятие. То, что мы узнали об этом, дает нам полное право заявить: черногорцы – чистой воды язычники.
В одном из поселков полуострова Луштица, например, принято перед днем св. Игната, за 5 дней до Рождества, приглашать мальчика из соседней семьи в качестве вестника или гонца. На следующий день до восхода солнца мальчик должен явиться к пригласившим его людям и, не входя в дом, позвать хозяина. После этого он может войти в дом, произнося: «Доброе утро и поздравляю вас со святым Игнатием». За такую благую весть мальчика в ответ приветствует сначала хозяйка. После этого гонец целуется с ней, а потом и с хозяином, который поджидает его, сидя в кровати, ведь он все-таки глава семьи, не пристало ему в такую рань вставать. Хозяева угощают мальчика едой, и когда мальчик уходит, дают ему в дорогу апельсин, яблоко или гранат.
В Перасте хозяин раньше в этот день резал поросенка и вставал над порогом, чтобы накапать на него свежей крови.
Бадняк (ветки дуба с бурыми листьями) в каждом селе заготавливают по сей день в праздник какого-нибудь святого. Главное, что бадняк всегда берется до обеда, пока день прирастает. Обычно за бадняком идет сам хозяин и его сыновья. Стволик дуба должен быть прямым и без сучков. На каждого участника мероприятия бадняк берется с нового ствола, чтобы каждый мужчина был крепок, как корень дуба, от которого он взял ветку. Бадняки бывают разной толщины и длины, как правило, от метра до двух с половиной. Самый толстый бадняк всегда у хозяина – оно и понятно. Дальше бадняки все тоньше и тоньше - по старшинству мужчин в семье. Рубят бадняк хитрым способом и специальным образом: Когда после отрубания ветка падает, ее аккуратно ловят, чтобы не поцарапать – бадняк должен быть неповрежденным. В некоторых селах бадняк делают из маслины. Наверное, потому, что с дубами напряженка.
Верхушки бадняков отрубаются и оставляются в лесу, а сам бадняк обычно тащат домой, как обычные дрова. А кое-где наоборот, тонким краем вперед. Есть села, где все бадняки, кроме главного, могут нести и женщины. Хозяин, который несет главный бадняк, заходит в каждый дом на пути и поздравляет всех с бадним утром.
Теперь, когда современная печь на кухне намного меньших размеров, чем в древности, бадняк подбирают с таким учетом, чтобы можно было затолкать его в топку.
Когда принесут бадняки, хозяин с сыновьями входят в дом и поздравляют хозяйку с бадним утром, а она угощает их ракией и выпечкой. Многие хозяйки начинают готовку очень рано, причем из первой выпечки пироги не едят, так как в них много масла. Хозяин прислоняет бадняки к стене дома с правой стороны от двери толстым концом вниз. Впрочем, в некоторых деревнях все наоборот. Если в семье много бадняков, они выставляются около двери по старшинству. Хозяин или хозяйка всегда украшают бадняки какими-нибудь зелеными веточками, причем обязательно до обеда.
Скотоводы все празднуют по-своему. Они выпускают на улицу скот между двумя восковыми свечами, приклеенными по обеим сторонам ворот хлева. При этом скот подгоняется специальным прутом, который в это же утро делается из трех побегов: белого винограда, лаврового дерева или маслины. В других поселках в прутике две виноградных веточки и веточка лавра, а на Луштице используют только лавровые веточки. Прутики связываются меж собой красной шелковой или шерстяной ниточкой. Хозяйка, которая обычно выгоняет скот, идет в хлев, по возможности этим прутиком касается каждого барана, потом провожает пастуха до края села, а когда вернется, ставит прутик вертикально сразу за дверями хлева.
В одной деревне до Первой Мировой войны в баднее утро на рассвете в дом приходил какой-нибудь мужик, обычно свояк или сосед, для поздравления. Сначала он вставал перед домом и стрелял в воздух, звал хозяина, поздравлял его с бадним утром и спрашивал, был ли хозяин здоров в течение года, как скот у него жил, какой был урожай и так далее. Хозяин должен был отвечать из дома на каждый вопрос, что у него все было в порядке, даже если на самом деле это было не так. Таким образом, обманывая зло, его удаляли от дома. После этого гость входил в дом, целовался с хозяином и ставил ветку лавра на стол, где ее до самого Нового Года хранили в вазе. Когда гость уходил, ему давали апельсин или любой другой фрукт.
К старой неженатой деве в бадний день приходил родственник и обещал свадьбу в Новом Году. После этого старая дева должна была хорошо угостить гостя. Неудивительно, что в этот праздник гости к старой деве шли косяком.
А в одной деревушке жители угрожали фруктовому дереву, которое в прошлом году не дало плодов. Взяв в руки топор или большой нож, люди говорили дереву, что срубят его, если то не будет рожать в следующем году. Другие члены семьи, как бы защищая дерево, удерживали первых от нападения.
В народе до сих пор верят, что если на бадний день посадить растение, оно обязательно примется.
В бадний день во многих селах не едят, как обычно, а питаются только пирогами, которые хозяйка напекла еще до восхода солнца.
Весь скот, принадлежащий одной семье, в этот день должен быть вместе. Курицам дают есть из обруча, мало того, их еще запускают при этом в дом. Это чего! Помню, наши соседи в России накануне Нового Года – года собаки по восточному календарю – уложили к себе в кровать своего сторожевого пса, чтобы весь будущий год сделать счастливым. Все бы хорошо, да пес-бедолага не понял, зачем его удерживают на шелковых простынях, на подушке, да еще и под одеялом. Он сначала тихонько брыкался, скулил, а потом не выдержал и вырвался на свободу, порвав и заслюнявив при этом белье.
В Черногории же хозяйка вечером встречает пастуха, принимает у него баранов, опять всех по очереди трогает специальным прутиком, неслышно говоря: «твердые как железо». После этого дает пастуху три пирожка, постный калач и бутылку вина. Пастух откупоривает бутылку, три раза берет вино в рот и плюет им на скотину. Остаток вина берет с собой. Постный калач пастух надкусывает накрест в трех местах, а то, что откусит, не ест, а смешивает с солью и тут же скармливает скотине.
Да… Нам все это запомнить было трудно, а каково все это соблюдать… Вот бы Шурика из «Кавказской пленницы» сюда, он бы столько еще обычаев местных записал, столько бы вина выпил…
Категория: Культура | Просмотров: 702 | Добавил: mason | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright Mneinfo.Ru © 2024