Не знаем, как у Вас, но у нас погода стоит великолепная: ночью был легкий морозец – что-то около нуля, даже снежок падал. На побережье он тоже шел, но до земли не долетал. Местные жители выбегали на улицу, ловили снег, визжали от радости и скакали как ненормальные, потому что в последний раз такое чудо случилось у них аж семнадцать лет назад. Сейчас вовсю палит солнце, коты развалились и греются в его лучах. Температура на солнце приближается к пятнадцати градусам. Красота!
То тут, то там можно увидеть странную картину: люди понавтыкали в радиаторы своих автомобилей дубовых веток и так и ездят. Дубовые ветки и маленькие дубки повсюду: во дворах, на рынках, в магазинах. Здесь какой-то особый дуб растет, желуди на нем есть, как и на нашем, а вот листья совершенно не такие, мелкие и другой формы. Эти листья с приходом осени не опадают, а только буреют и слегка скручиваются. Всю зиму местные дубы стоят с бурой листвой, пока весной их не потеснит новая, зеленая. А сегодня эти дубы – главный атрибут праздника, как новогодние елки 31 декабря. Мы спрашивали у многих, что означают эти дубовые ветки (тут их называют бадняком). В ответ мы услышали массу историй и легенд, связанных с этой традицией, и все они связаны с язычеством. Один черногорец рассказал, что бадняк олицетворяет божество, которое при сжигании обретает новую жизнь; другой поведал, что с помощью огня от дубовых веток именно в день Рождества Христова призываются умершие члены семьи; третий заявил, что со сжиганием старых веток дуба сгорают все несчастья. А еще один продвинутый черногорец рассказал, что традиция сжигания дубовых веток исходит к тому времени, когда произошел раскол христианства на православие и католицизм. Случилось это событие под большим дубом. И вот с тех пор на Рождество, по всей Черногории и не только, люди жгут ветки дуба как олицетворение раскола. Легенд много, каждый верит в свою, но с наступлением темноты все собранные стволы и ветки подвергнутся сжиганию. Это обязательная часть праздника, но не официальная. А в храмах – все как положено в православной церкви: служба и крестный ход. Народу приходит много.
С побережья люди разъехались: большинство частных контор и магазинчиков закрыты, все рванули на отдых. В Черногории официально нет такого большого количества зимних выходных, как в России. Но это неважно. Здесь необязательно иметь объявленный государством выходной. Религиозные традиции важнее. Например, считается нормальным, если люди не выходят на работу в Рождество или какой-нибудь другой религиозный праздник. Это дело уважают и следуют своим традициям. Нашу семью, к примеру, местные жители православной не считают, или говорят, что мы какие-то странные православные инопланетяне, потому что можем совершенно спокойно работать в религиозные праздники, когда положено отдыхать. А таковых тут столько, что о работе можно спокойно забыть. Студенты, например, с чистой совестью могут объявить своему преподавателю, что не придут на контрольную работу или зачет, потому что их семья отмечает какой-то религиозный праздник. И преподаватель воспринимает это совершенно спокойно! Или еще пример. Недавно одному русскому предпринимателю, который поставляет в Россию черногорские фрукты, понадобилось срочно купить несколько тонн мандаринов. Пришел он к своему поставщику. Делов-то! Взять деньги и позволить грузчикам загрузить товар. Но! Праздник на дворе – поставщик отказался от этой сложной работы (взять деньги) и посоветовал русскому прийти после всех (!) праздников. Ему даже наплевать, что товар может испортиться – праздник и традиции важнее. Здесь деньги всего не решают. С одной стороны это здорово мешает бизнесу, но с другой ясно дает понять, что разнообразными взятками и откатами многого добиться не удастся.
Итак, еще накануне Нового Года народ с побережья потянулся в горы: кто на горнолыжные курорты, кто в Сербию, но в основном люди отправились к своим родственникам. Это очень важно, когда семья собирается вместе. А поскольку Черногория – страна клановая, то можете себе представить, какое количество народа собирается по семейным праздникам. Нам, воспитанникам последних достижений цивилизации в урбанистических конгломератах, этого не понять. Мы не то что не чтим, мы просто не знаем традиций своих предков: государственная социалистическая система за семьдесят лет выбила из наших людей эту «дурь» - следовать давним традициям, и создала новые «ценности», которые на поверку оказались ненастоящими. А в Черногории традиция – чуть ли не самая важная штука. И, поверьте, в этом много плюсов. Вот, к примеру, черногорцы обожают свою культуру. Да, они знают и Голливуд, и Мадонну, и Чехова, и Шекспира, но предпочитают слушать и петь свои национальные песни, танцевать свои танцы, читать стихи своих поэтов, покупать картины своих художников. Потому что им это ближе и понятнее. Им не хочется «чужого», им лень разбираться. Недавно мы познакомились с одним черногорским старичком, который уже несколько лет живет в Нью-Йорке и держит там художественный салон. Он продает там картины, написанные черногорцами. Весь прикол заключается в том, что неизвестных черногорских художников в Америке неплохо покупают. Старичку безразлично, знают ли их американцы. Он просто очень любит их творчество сам, и его салон наполнен любовью к родине. Когда американцы приходят туда, они чувствуют что-то отличное от американских правил и традиций, но очень настоящее и поэтому скупают все подряд.