Меню сайта
Разделы Блока
Достопримечательности [55]
Населенные пункты Черногории, памятники истории и культуры, природа и т.п.
Законодательство [14]
Все, что связано с правовой системой Черногории
Экономика [30]
История, текущая ситуация и перспективы развития
Политика [17]
Политическая жизнь Черногории
Культура [69]
Культура и образ жизни черногорцев, а также различные культурные события
Другое [96]
Все, что не попало в перечисленные категории
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Статистика
Реклама
О Черногории - взгляд изнутри
Главная » 2009 » Июнь » 9 » Церковь и государство
Церковь и государство
22:54
Церковь и государство

Сегодня речь пойдет о вопросе серьезном, можно сказать, скользком, тонком и опасном одновременно: об отношениях между государством и церковью в Черногории. Поскольку люди – это не государство и не церковь, то им, по большому счету, и дела нет до того, как там обстоят дела у этих двух высоких структур. Люди в своей обыденной жизни по сути отделены как от церкви, так и от государства, и лишь выходя в общество (на работу, в магазин, на церковную службу) они сталкиваются с этими двумя образованиями: с одной стороны с церковью, с другой – с государством.
Черногорская православная церковь является самопровозглашенной автокефальной (самостоятельной) церковью. Произошло это по причине отделения Черногории от Сербии. Мало того, что политики решили отделить самую маленькую балканскую территорию от Сербии, дабы дать ей независимость. Некоторые особо рьяные священнослужители также решили стать самостоятельным образованием, организовав собственную церковь. И не беда, что она не признана другими поместными церквями, важно, что признана собой, любимой. В результате в настоящее время в Черногории действуют две церкви: оставшаяся Сербская православная церковь и вновь образованная Черногорская православная церковь.
Простой народ так и не понял, что же произошло: кто у кого что отнял, переименовал, основал или закрыл. Народ как ходил в свою церквушку помолиться, так и ходит, не особо заостряя внимание на политических дрязгах внутри церкви. Да, как ни кощунственно это прозвучит, внутри церкви есть своя политика, и не только в Черногории.
Ничего нет удивительного в том, что новое правительство Черногории поддерживает новую черногорскую церковь. А вот Сербскую православную церковь в угоду своим политическим амбициям поклевывает, несмотря на то, что она и по сей день является единственной признанной и официальной церковью в стране.
Если рассматривать отношения между этой церковью и государством, то они, скорее, отрицательные. Отрицание в первую очередь направлено от государственного аппарата к Сербской православной церкви и, соответственно, к близкой ей религиозной общественности. Негативное отношение политической власти к церкви носит, скорее, некий «подковерный» характер, оставаясь внутри междоусобных «разборок» и не выплескиваясь наружу.
В последнее время в СМИ часто стали поднимать вопрос о том, какова роль государства и церкви в обществе. Именно неясность этих ролей явилась причиной встречи заинтересованных сторон в Белграде. Представители Сербской православной церкви высказывали озабоченность тем, что два независимо существующих института – государство и церковь – не признают друг друга. Наряду с этим они считают открытым вопрос, действительно ли церковь и государство на практике являются отдельными институтами? Парадокс? На наш взгляд – да.
Но свершившиеся факты остаются фактами. Например, когда политикам необходима поддержка церкви, они тут как тут. На днях высшие функционеры государства посетили Сербскую патриархию, потому что им нужно было мнение церкви по важным вопросам относительно Косова и Метохии. И в то же время, когда представители церкви захотели сосредоточиться на вопросах веры, политики предпочли вопросы политики. Тем не менее, представители церкви заявили, что мы все являемся участниками того, что происходит на земле, а, значит, и должны нести за это ответственность. Никто не имеет права стоять в стороне, когда проливается кровь ближнего.
Политики вроде бы соглашаются с этим заявлением, но считают, что даже если церковь и религиозные общины и имеют ответ на многие вопросы, это не значит, что они должны участвовать в политической жизни. Проблема, по их мнению, состоит в несогласованности толкования библейского текста, по которому живут многие. Политики заявляют, что члены церкви и религиозных общин необоснованно ограничивают гражданское право прихожан и сводят его к личной, приватной сфере вероисповедания. Представители государства считают, что незнание гражданами как сути религиозных канонов, так и государственных законов, имеет катастрофические размеры. К сожалению, продолжают они, забываются и те каноны, которые и в церкви, и в государстве имеют одни и те же мерила.
Есть еще один важный вопрос, который рассматривают первые лица государства и церкви: выступает ли церковь как дружественный партнер государству, и кто имеет право отвечать за нацию? Честно говоря, нас такой подход очень удивил, поскольку мы привыкли, что в России государство стоит выше церкви.
В Черногории же государство поддерживает просветительский вклад церкви, который мог бы быть настоящим золотником, точкой кристаллизации, началом процесса сотрудничества церкви и государства. Более того, совсем недавно обе существующие в Черногории церкви использовали право вето на проект закона о дискриминации. Этим они показали свою силу, то есть то, что они в какой-то мере сильнее государства, которое само же и заявило, что недопустимо, чтобы церкви и религиозные общины были исключены из обсуждения этого закона. Но, к сожалению, это нечастый случай. Как правило, государство недостаточно деятельно реагирует на притеснения церкви и религиозных общин.
И еще один факт, подтверждающий то, что в Черногории государство и церковь начали делать шаги по направлению друг к другу. Как и любое министерство культуры, министерство культуры Черногории активно трудится в защиту культурного достояния страны.
Продуктом этой работы стал закон о культурном достоянии, который обсуждался за круглым столом «Церковь, государство и культурное достояние». Церковь дала целый ряд замечаний по новому закону, указывая, что он бестолковый, несистематичный, юридически и технически неясный и несет амбиции, которые не мог бы выдержать даже бюджет Германии или Франции. Текст закона разрабатывался тайно, и церковники в нем не участвовали. Новый закон дает государству возможность на создание правовых механизмов управления памятниками культуры, которые никогда не были и никогда не будут собственностью государства. В законе указано, что каждый объект старше 75 лет автоматически получает статус культурного наследия государства. Каждый сосуд для причастия, крест и другие предметы можно, таким образом, не только вывести из употребления, но и дать им новое значение (в качестве экспонатов). Также неприемлемой для церкви оказалась статья, в которой вводится рента на памятники, по которой за 100 евро в пользу бюджета физическое или юридическое лицо без знания и согласия хозяина ради собственной рекламы и, соответственно, выгоды, использует это достояние в фильме, клипе, плакате, фотографии или другом предмете.
Отрадно то, что в круглом столе, на котором обсуждался новый закон, принимали участие все заинтересованные стороны: культурологи, археологи, архитекторы, юристы, историки, а также представители церкви и религиозных общин.
Все мы прекрасно знаем, что любая проблема видна только тогда, когда она начинает влиять на жизнь общества. Дай Бог, чтобы мы, то есть общество, не почувствовали на себе никакого дурного влияния.
Категория: Политика | Просмотров: 334 | Добавил: mason | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright Mneinfo.Ru © 2017